С 1 октября 2023 года в России ожидается значительное повышение утилизационного сбора на автомобили
С 1 октября 2023 года в России вступает в силу резкое повышение утильсбора на автомобили. Данная мера, по заявлению Минпромторга, направлена на стимулирование развития отечественного автопрома и снижение импорта. Однако реальные последствия этого решения для авторынка, перевозчиков и рядовых автовладельцев могут быть значительно более сложными, чем кажется на первый взгляд.
Эксперты прогнозируют существенное снижение продаж новых автомобилей. Основной удар придется по моделям с объемом мотора больше двух литров. Их стоимость может возрасти на 1 миллион рублей, что делает покупку таких машин для многих россиян непосильной роскошью. Автомобили с моторами до двух литров также подорожают, но в меньшей степени – примерно на 400 тысяч рублей.
Это может привести к смещению спроса в сторону более доступных автомобилей с меньшим объемом двигателя. В выигрыше окажутся российские производители, в частности, «АвтоВАЗ», который сможет увеличить свою долю на рынке. Однако общее снижение продаж автомобилей останется актуальным, и по прогнозам, может составить 30% в 2024 году.
Что ждет перевозчиков? Повышение утильсбора окажется особенно болезненным для перевозчиков. Удорожание грузовиков, прицепов и полуприцепов приведет к росту транспортных расходов. Это, в свою очередь, может спровоцировать рост цен на товары, которые перевозятся, а также сокращение числа перевозок.
Как повышение утильсбора повлияет на обычных автовладельцев? Для рядовых автовладельцев повышение утильсбора также неприятно. Те, кто планировал в ближайшем будущем поменять автомобиль, могут столкнуться с повышенными ценами на новые машины. Это может заставить многих отложить свои покупки или же присмотреться к подержанным автомобилям.
Для смягчения последствий повышения утильсбора необходимо принять ряд мер. В первую очередь, следует провести пересмотр уровня утильсбора с учетом реальных экономических условий. Также нужно усилить поддержку отечественного автопрома, чтобы обеспечить конкурентоспособность российских машин на внутреннем рынке.
Помимо увеличения цен на новые машины, повышение утильсбора может привести к нехватке транспортных средств на рынке. Для перевозчиков повышение утильсбора может означает необходимость вкладывать большие средства в обновление парка транспортных средств, что может стать серьезной преградой для развития их бизнеса. Правительство должно рассмотреть возможность компенсации затрат на повышение утильсбора для перевозчиков и других промышленных отраслей, которые зависимы от грузового автотранспорта. Необходимо проводить регулярный мониторинг ситуации на авторынке и в транспортной отрасли, чтобы своевременно реагировать на изменения и предотвратить негативные последствия повышения утильсбора.
Для тех, кто успеет ввезти в Россию транспортные средства до 1 октября, действуют прежние коэффициенты утильсбора. Однако, чтобы воспользоваться этим преимуществом, необходимо оформить все необходимые документы в таможенных органах не позднее 1 ноября. Важно отметить, что речь идет именно о ввозе автомобиля, а не о его регистрации. Это значит, что машина может быть ввезенной, но не зарегистрированной в России до 1 октября, и утилизационный сбор с нее будет рассчитан по старым правилам.
Как отмечают эксперты, рынок грузоперевозок в России переживает сейчас не лучшие времена. Снижение объемов импорта, особенно из Китая, в первом квартале 2024 года привело к падению спроса на внутрироссийские перевозки. В этой ситуации перевозчики оказываются в сложном положении. Раньше, когда спрос на грузоперевозки был выше, перевозчики без проблем перекладывали свои расходы, связанные с повышением цен на топливо и запчасти, на плечи клиентов, повышая тарифы.
Перевозчики будут стараться компенсировать свои расходы, повышая ставки. Однако, насколько это будет эффективно, покажет время. Ситуация на рынке очень нестабильна, и прогнозировать, как долго сохранится этот тренд, сложно.
Повышение утильсбора, скорее всего, отразится на стоимости импортных автомобилей, как новых, так и б/у. Покупателям придется выбирать: ждать, пока рынок стабилизируется, и надеяться, что цены не вырастут слишком сильно, или же делать покупку сейчас, пока цены еще не взлетели.
Утильсбор — это не единственный фактор, который влияет на стоимость импортных автомобилей в России. Курс валют, логистические затраты, налоги и таможенные пошлины также играют свою роль. Повышение утильсбора — это лишь одно из звеньев в цепи экономических событий, которые происходят в России. Это сложная мера, которая может привести к непредсказуемым последствиям. Правительство должно внимательно отслеживать ситуацию на авторынке и в транспортной отрасли и быть готовым принять меры для снижения негативных последствий данного решения. Как это отразится на авторынке в долгосрочной перспективе, покажет время.