В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Рынку грузовых автоперевозок потребовалось обновление

По итогам первых 6 месяцев 2023 цена грузоперевозок увеличилась на 38%. В основном это произошло в мае и июне. Такое повышение связывается с несколькими факторами.

Рынку грузовых автоперевозок потребовалось обновление
© Shutterstock

Во-первых, ослабление рубля также оказало воздействие на закупочные цены, особенно в отношении импорта, что повлияло на общие затраты в данной сфере. Логистические компании, занимающиеся грузоперевозками, столкнулись с увеличением расходов на обновление и обслуживание своего транспортного парка, что негативно повлияло на конечную стоимость услуг.

Во-вторых, утилизационный сбор на грузовые автомобили решили увеличить, что также увеличило нагрузку на финансы перевозчиков. Этот сбор взимается с производителей и импортеров грузовых автомобилей за утилизацию старых транспортных средств и может отразиться на стоимости услуг грузоперевозок.

В-третьих, значительный рост спроса на услуги грузоперевозок, то есть больше чем на 60% за полугодие, был вызвано рядом факторов, включая потребность доставлять товары теперь на значительные расстояния. Повышенный спрос на перевозки привел к росту тарифов. Это обычный механизм регуляции рынка.

Для отрасли грузоперевозок это означает, что в целом стоимость перевозок значительно возросла из-за сочетания различных факторов. Это может повлиять на бизнес-модели компаний, занимающихся грузоперевозками, и привести к изменениям в структуре рынка. Компании могут столкнуться с увеличенными операционными расходами, что потенциально способно повлиять на конечные цены для клиентов. Кроме того, повышение спроса может привести к усилению конкуренции между перевозчиками, что, в свою очередь, может повлиять на уровень предоставляемых услуг и качество обслуживания.

Олег Белый из РАН утверждает, что основной причиной проблем в сфере грузовых перевозок является отсутствие единой структуры доставок. Очень важно, чтобы концепт позволял брать лучшее от разных грузоперевозок вне зависимости от их видов. Это привело к неравномерному развитию различных видов транспорта, и в последние годы автотранспорт получил неоправданное преимущество.

Белый отмечает, что, хотя в России было проведено развитие дорожной инфраструктуры, не хватает плотного покрытия автомобильными дорогами. Кроме того, трассы строятся так, чтобы быть доступными для всего автотранспорта, в то время как в странах Запада последние десятилетия активно разрабатываются профильные трассы специально для грузовых автотранспортных средств. Такой подход приводит к более эффективным и дешевым перевозкам грузов.

Эксперт считает, что чтобы решить проблему, нужно внедрить рациональную систему организации грузовых перевозок, которая бы основывалась на сотрудничестве и координации между различными видами транспорта. Пока такая система не внедрена, он рекомендует приоритет предоставлять грузоперевозкам по железнодорожному транспорту для внутренних поставок в стране.

Таким образом, Белый подчеркивает, что для разрешения проблем в отрасли грузоперевозок необходимо изменить подход к организации перевозок, учитывая все виды транспорта и ставя на первый план сотрудничество между ними. При этом развитие железнодорожного транспорта должно иметь приоритет для внутренних грузоперевозок в России до тех пор, пока не будет разработана эффективная и комплексная система комплексного характера.

Специалист-практик Вадим Филатов полагает, что чтобы предотвратить подъём тарифов, необходимо помогать грузоперевозчикам. Особенно с учётом того, что они пострадали от ухода из РФ европейских поставщиков. Это необходимо комплексно учитывать.

По его словам, в настоящее время на дорогах России находится более 300 тысяч тягачей среднего возраста 18 лет. Однако стоимость такой техники в стране за год выросла на 30-40 процентов. Этот рост стоимости стал причиной ограничения многими компаниями покупки новой грузовой техники.

Чтобы решить эту проблему, Филатов предлагает снизить финансовую нагрузку на компании, которые нуждаются в обновлении своего автопарка из-за отсутствия новых магистральных тягачей. Это может быть осуществлено, например, через субсидии или льготные программы для приобретения новой техники. Такой подход поможет обновить автопарк компаний, улучшить условия перевозок и, в конечном итоге, предотвратить дополнительный рост тарифов на грузовые перевозки.

Конец года может стать периодом, когда цены на автомобильные грузоперевозки повысятся из-за нескольких факторов. Во-первых, конец бюджетного периода и увеличенный спрос на доставку товаров в это время могут привести к повышению тарифов. В этот период многие компании и частные лица активно осуществляют покупки, чтобы подготовиться к новогодним праздникам, что вызывает увеличение перевозок.

Во-вторых, некоторые товары, особенно импортные, которым не нашлось замены на российском рынке, продолжат доставляться из-за рубежа. Это может быть связано с высоким спросом на такие товары или специфическими характеристиками, которые пока не могут быть заменены на аналоги из РФ. В результате этой ситуации, стоимость автомобильных перевозок может повыситься из-за увеличения объемов импорта и транспортных нагрузок.

Этот предновогодний период становится особенно активным для логистической индустрии, и компании, осуществляющие грузоперевозки, сталкиваются с ростом спроса на свои услуги. Увеличение спроса может привести к повышению тарифов на перевозки, чтобы компенсировать возросшие затраты и обеспечить качественное обслуживание в условиях повышенной нагрузки.

На данный момент непонятно, нужно ли государству больше вмешиваться для регулирования. Большинство экспертов полагают, что чрезмерное вмешательство было бы откровенно нежелательным. В любом случае ситуация пока что не выглядит устойчивой. И не стоит забывать о влиянии санкций.