В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Расходы грузоперевозчиков значительно выросли в 2024 году

2024 год стал настоящим испытанием для автоперевозчиков. Неурожайный сезон, сопровождаемый беспрецедентным ростом расходов, поставил отрасль на грань кризиса. Зафиксированный рост расходов на 30% — это лишь верхушка айсберга, скрывающая гораздо более серьезные проблемы. По данным опроса, проведенного РЖД-Партнером среди представителей транспортных компаний, ситуация значительно сложнее, чем представляется на первый взгляд.

Расходы грузоперевозчиков значительно выросли в 2024 году
© yandex.net

Рост фонда оплаты труда стал самым ощутимым ударом. Средний прирост составил 40% по сравнению с прошлым годом, а в некоторых компаниях этот показатель удвоился. Причины этого феномена кроются в острейшем дефиците квалифицированных водителей-дальнобойщиков. Рынок труда стал чрезвычайно конкурентным, и компании вынуждены предлагать значительно более высокие зарплаты, чтобы привлечь и удержать персонал. Компании не просто повышают оклады, но и вводят более щедрые системы KPI, бонусов и социальных пакетов, чтобы мотивировать сотрудников.

Поиск и обучение нового сотрудника — это длительный и дорогостоящий процесс, который не гарантирует, что новый работник будет эффективным и останется в компании надолго. Кроме того, потеря опытного водителя наносит серьезный урон эффективности компании. Высокая текучка кадров приводит к дополнительным затратам на поиск, обучение и адаптацию новых сотрудников, а также к временным потерям в производительности. Проблема не ограничивается только ростом зарплат. Стоимость запчастей для грузовых автомобилей увеличилась катастрофически. За период с января по август 2024 года рост составил в среднем 15% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Однако это средний показатель, и для некоторых категорий запчастей, например, коробок передач и редукторов для импортной техники, рост цен был значительно выше, достигая 30-40%, в некоторых случаях и более. Это связано с несколькими факторами: глобальным дефицитом микрочипов, усложнением логистических цепочек, возросшими таможенными пошлинами и курсом валют, и санкционным давлением. Многие производители вынуждены закупать компоненты у новых, более дорогих поставщиков. Нехватка оригинальных запчастей заставляет компании приобретать более дешевые, но менее надежные аналоги, что в свою очередь приводит к увеличению расходов на ремонт и обслуживание. Поставщики также указывают на увеличение транспортных расходов, влияющих на итоговую цену.

Высокий сезон, как правило, приносит автоперевозчикам некоторую компенсацию за убытки предыдущих месяцев. Однако, в этом году надежды на существенное улучшение ситуации невелики. Даже при увеличении объемов перевозок, рост расходов значительно перевешивает потенциальный рост доходов. Многие компании уже начали рассматривать варианты оптимизации своих процессов, сокращения издержек и повышения эффективности работы, чтобы выжить в условиях этого беспрецедентного кризиса. Некоторые перевозчики рассматривают возможность повышения тарифов, однако это может привести к снижению объемов заказов, что создает опасную дилемму.

В третьем квартале 2023 года ставки лизинга по некоторым контрактам достигали 27-29% годовых — показатель, значительно превышающий среднерыночные значения предыдущих лет. Ситуация усугубляется ограниченной доступностью льготного лизинга, который распространяется преимущественно на отечественную технику, оставляя владельцев импортной техники без государственной поддержки. В результате, себестоимость транспортной логистики за период с января по август выросла на 7%, что существенно влияет на конкурентоспособность компаний. Подорожание коснулось не только лизинга, но и аутсорсинговых услуг, таких как техническая поддержка CRM-систем, автоматизация на платформе 1С, юридические консультации и услуги. Все это способствует росту издержек, сокращая прибыль логистических компаний.

Значительный рост затрат наблюдается также в сфере складской логистики. ейчас аренда складских площадей составляет 10-12 тысяч рублей за квадратный метр в год без учета НДС и операционных расходов, а в отдельных случаях достигает 15 тысяч рублей. Для сравнения, в 2022 году средняя стоимость аренды составляла всего 5 тысяч рублей за квадратный метр. Такой резкий скачок объясняется дефицитом качественных складских помещений, вызванным ростом e-commerce и изменением геополитической ситуации. 3PL-операторы, работающие на арендованных площадях, особенно остро ощущают нестабильность рынка складской недвижимости, что вынуждает их пересматривать свои бизнес-модели и искать пути снижения рисков.

Несмотря на уже имеющийся высокий уровень цен, потенциал для дальнейшего роста остается значительным из-за растущего спроса и ограниченного предложения. Заявление о росте рынка складских площадей на 50% нуждается в уточнении и более подробном анализе, поскольку оно не отражает всей сложности ситуации. Необходимо учитывать региональные различия, тип складских помещений (класса А, В, С) и специфику отрасли. В некоторых регионах рост может быть значительно выше, в других — ниже заявленной цифры.

В условиях растущих издержек логистические компании активно внедряют цифровые технологии, чтобы повысить эффективность и снизить затраты. Перевод бумажных документов в электронный формат позволяет ускорить обработку информации, снизить риск ошибок и сократить временные затраты сотрудников. Использование сканеров, роботов и других автоматизированных систем дает возможность ускорить приемку, хранение и отгрузку товаров, а также повысить точность учета. * Специальные программы помогают планировать оптимальные маршруты доставки, что позволяет сократить пробег и расход топлива. Сбор и анализ больших данных о логистических процессах позволяет выявлять узкие места и принимать обоснованные управленческие решения.

Ужесточение экологических норм будет стимулировать переход на более экологичный транспорт и использование энергоэффективных технологий. Рост онлайн-продаж будет создавать дополнительную нагрузку на логистические компании и требовать новых решений для доставки товаров конечным потребителям. Геополитические события могут привести к изменению торговых маршрутов и логистических цепочек, что потребует от компаний гибкости и адаптивности. Помимо оптимизации внутренних процессов, логистическим компаниям необходимо активно искать новых клиентов. Эффективные маркетинговые инструменты позволят привлечь внимание потенциальных партнеров и выделиться на конкурентном рынке.

2025 год обещает быть сложным для логистического рынка. Рост затрат и высокая конкуренция заставят компании искать новые пути для оптимизации своих процессов. Цифровизация, автоматизация и маркетинг станут ключевыми факторами успеха. Компании, которые смогут быстро адаптироваться к новым условиям и внедрить инновационные решения, получат конкурентное преимущество.