Морские перевозки в Калининград под угрозой
Морские перевозки грузов в Калининграде могут либо прекратиться, либо значительно вырасти в цене. Согласно информации из РБК, недостаточно субсидий, выделяемых федеральным бюджетом, и их распределение неэффективно. Дмитрий Песков также подтвердил эту проблему в интервью Business FM. Компании, занимающиеся морскими перевозками грузов в Калининграде, сталкиваются с нерентабельностью из-за нехватки правительственных субсидий.
Перевозчики из "Совфрахт" предложили правительству Калининградской области и Росморречфлоту пересмотреть систему распределения субсидий. Начиная с конца 2022 года, поставки субсидируются, так как возникли проблемы с сухопутным транзитом через Литву. Двадцать компаний-перевозчиков требуют субсидии на морские поставки в общей сумме 22 млрд рублей, в то время как Минфин установил предельную сумму в 2 млрд рублей.
Такие образом, подававшие заявки компании “Совфрахт”, “Алгоритм Групп” и “Северное морское пароходство” получили субсидии в 10 раз меньшие от запрашиваемых сумм. Вопрос о поддержке морских перевозок за счет госбюджета был задан пресс-секретарю президента РФ. Д. Песков пообещал, что проблем со снабжением Калининграда не возникнет.
«Обеспечение Калининграда и Калининградской области всем необходимым — абсолютный приоритет для России. Дискуссии на эту тему велись неоднократно, данный вопрос находится под прямым контролем правительства РФ. Этот вопрос настолько важен для государства, чо о каких-либо затруднениях не может быть и речи».
До 2022 года в качестве основного способа доставки грузов в Калининградскую область выступал автотранспорт. Однако после этого Литва стала резать квоты на транзит грузов через свою территорию. Так, в этот список попали такие категории грузов, как IT-технологии, древесина, уголь, стройматериалы. За один только прошлый год квоты были снижены для 3 млн. тонн грузов, а в 2024 этот показатель был снижен еще на 20%.
Ввиду этого фактор гораздо более востребованными стали морские грузоперевозки. Портовая инфраструктура Калининграда обработала более 9,2 млн. тонн грузов, железная дорога — почти 8 млн., а автомобильный транспорт — только около 1 млн. тонн. Таким образом, морская доставка занимает примерно 50% от общего грузопотока, поэтому вопрос субсидий на такой вид деятельности обязательно должен быть решен положительно в самое ближайшее время.
Вот какое мнение высказывают эксперты по данной проблеме. Традиционно морские перевозки обеспечивают максимальный объем перемещения внешнеторговых грузов, а в последние 2,5 года эта тенденция стала еще более ярко выраженной. Такой способ транспортировки отличается невысокой стоимостью, безопасностью для содержимого контейнеров, более удобным планированием доставки сборных партий. Конечно, такой тип перевозок является более длительным по срокам, однако, если брать конкретно калининградское направление, разница по времени будет не столь критичной. Более того, очереди на границе, другие ограничения, с которыми сталкиваются автомобильные перевозчики делают эту разницу и вовсе незначительной.
Субсидирование морских перевозок грузов в Калининградскую область обсуждается с конца 2022 года. Алгоритм субсидирования представляет собой целевую меру поддержки конкретного сектора экономики, в конкретном случае логистического сегмента. Те действия, которые направлены на целевую поддержку, демонстрируют себя эффективно. Однако, необходимо более внимательно исследовать причины, по которым некоторые меры не работают на 100%. Возможно, это связано со спецификой местного спроса или другими ограничениями, учитываемыми перевозчиками.
Возможно, правительство увеличит финансирование, что может повлечь за собой рост цен на конечных потребителей. Тем не менее, в сравнении с морскими грузоперевозками нет достойного другого варианта в плане стоимости, поэтому необходимо найти оптимальное решение.
Минфин уже увеличивал субсидии для перевозчиков морских грузов. В 2022 году на них было выделено почти 1,5 млрд рублей, а в следующие полтора года — уже по 1,8 млрд. Однако даже эти средства являются недостаточными, по словам перевозчиков.