В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Автоматический контроль веса вызывает множество нареканий среди грузоперевозчиков

Водители бьют тревогу по поводу работы пунктов весогабаритного контроля В России растет волна недовольства работой автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК), которые, по мнению водителей, нередко выдают ложные результаты, приводящие к необоснованным штрафам. Общественники подтверждают эту тенденцию, получая многочисленные жалобы от перевозчиков из 15 регионов страны.

Автоматический контроль веса вызывает множество нареканий среди грузоперевозчиков
© monitoring-auto.ru

В основе проблем лежит непрозрачность системы. Водители жалуются, что не получают доступа к результатам проверки до момента начисления штрафа, что делает оспаривание вынесенных решений практически невозможным. Перевозчики описывают ситуации, когда при фактическом соблюдении допустимых норм, автоматические рамки фиксируют перегрузки и выдают штрафы в 400 000 рублей и даже больше. Особенно тревожным фактом является планомерное расширение сети АПВГК. К 2030 году планируется установка еще 417 пунктов на федеральных трассах, что увеличит риск необоснованных штрафов.

Существующие пункты АПВГК, как правило, оснащены датчиками и камерами, которые считывают массу и габариты автомобиля на ходу. Проблема в том, что система в значительной мере зависит от качества оборудования и от того, как именно оно настроено. Не исключено, что некорректное настройка датчиков или их поломка могут привести к ошибкам в измерениях и, как следствие, к необоснованным штрафам. К тому же отсутствует четкий механизм проверки точности работы АПВГК и независимой экспертизы результатов проверки, что делает систему уязвимой для злоупотреблений.

Для решения проблемы необходимо обеспечить водителям доступ к результатам проверки в реальном времени, а также возможность получить копию протокола о нарушении с подробным описанием методики измерения и использованного оборудования. Также требуется создать независимый орган, который будет отвечать за проверку точности работы АПВГК и может провести независимую экспертизу результатов проверки по заявке водителя. Не лишним будет обеспечить регулярную проверку и настройку датчиков и камер для минимизации риска ошибок в измерениях. В противном случае система АПВГК будет продолжать работать как ловушка для водителей, принося им необоснованные штрафы и увеличивая напряжение в отношениях между властью и бизнесом.

Эксперты "Народного фронта" предложили ряд решений, направленных на повышение прозрачности и объективности системы АПВГК. Эти решения были озвучены на совещании в Министерстве транспорта РФ, которое прошло на прошлой неделе. Одним из ключевых предложений "Народного фронта" стала идея проведения публичных проверок АПВГК, которые вызывают наибольшее число жалоб. В таких проверках могли бы участвовать представители владельцев дорог — они заинтересованы в том, чтобы контроль за состоянием дорог осуществлялся эффективно и не нарушался, перевозчиков — они непосредственно сталкиваются с проблемами АПВГК и могут высказать свои замечания и предложения.

Присутствие производителей оборудования во время проведения таких публичных проверок могло бы позволить выявить неисправности и ошибки в работе АПВГК, а также обеспечить прозрачность работы системы. В случае обнаружения нарушений, выписанные штрафы за определенный период могли бы быть отменены.

Другим важным шагом к улучшению работы системы АПВГК, по мнению "Народного фронта", является внедрение онлайн-мониторинга. Такая система могла бы оперативно выявлять некорректно работающие пункты, позволяя своевременно реагировать на проблемы, документировать некорректные измерения, обеспечивая доказательства в случае возникновения споров, автоматически отменять фиксацию псевдонарушений, предотвращая необоснованные штрафы. "Народный фронт" заявил, что подобная система уже разрабатывается. Организация предложила и ряд других мер, призванных улучшить ситуацию: Исключение привлечения к ответственности нарушителей в случае отсутствия знаков о введенных ограничениях, чтобы избежать ситуации, когда перевозчики не знают о действующих ограничениях. Создание горячих линий в субъектах, где функционируют АПВГК, чтобы перевозчики могли оперативно получать информацию и помощь в случае возникновения проблем.

Совместное рассмотрение проблемных сиутаций позволит более эффективно бороться с нарушениями и улучшить работу системы. Проблемы с системой АПВГК касаются не только некорректных измерений, но и несовершенства ее юридического регулирования. В частности, многие перевозчики жалуются на отсутствие четких правил эксплуатации АПВГК, что создает почву для произвола и злоупотреблений, недостаточное количество контрольных взвешиваний, что затрудняет проверку данных, полученных на АПВГК, слишком высокие штрафы, что создает серьезные финансовые трудности для перевозчиков. Проблемы АПВГК не только негативно влияют на перевозчиков, но и затрудняют развитие транспортной инфраструктуры в целом. Необходимость улучшения системы АПВГК является актуальной задачей, которую необходимо решать в ближайшее время.